»— ”——“¬ќ ƒЋя ƒ≈“≈…

ћуниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"ƒетский сад є 8"

»— ”——“¬ќ ƒЋя ƒ≈“≈…

 
 

 

музыкальный руководитель

ќћ≈Ћ№„≈Ќ ќ ¬≈–ј јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬Ќј

ƒќћјЎЌ»… “≈ј“–

 онсультаци€ дл€ родителей

 

ƒомашний театр начинаетс€ тогда, когда ¬ы во врем€ бодрствовани€ своего ребенка обыгрываете, обговариваете любое свое и его действие. «десь ¬ы можете использовать весь свой опыт, фантазию, приемы народной педагогики, знание художественной литературы и артистические способности. “огда даже скучна€, но необходима€ процедура умывани€ превратитс€ в игру, дающую массу информации. ћожно ласково приговаривать народную потешку: Ђ¬одичка, водичка!..ї

»ли вспомните  .». „уковского:

Ќадо, надо умыватьс€

ѕо утрам и вечерам.

ј нечистым трубочистам Ц

—тыд и срамЕ

Ёто вполне заменит скучную лекцию о пользе водных процедур.

ƒействующими лицами в спектакл€х может стать и кровать, и люстра, и горшок с цветком, и ножка малыша с крохотными пальчиками-братцами, и овощи, которые ¬ы режете, и кастрюл€ и т.д. Ќужно Ђоживитьї предметы, заговорить от их имени, чтобы обнаружить истинные, характерные дл€ них свойства и раскрыть их ребенку. » если ¬ы смогли сконцентрировать его внимание на действии с предметом, сопровождаемом словами, то ¬ы помогли своему малышу сделать огромный шаг на пути его развити€. ј если эти слова €вл€ютс€ художественным текстом, то ¬ы еще и приобщили ребенка к частице человеческой культуры.

ќгромное наслаждение доставл€ет крохе театральное содействие вместе со взрослым, примен€емое в народной педагогике (Ђ—орока-воронаї, ЂЋадушкиї).

–ассказыва€ сказки, включайте малыша в содействие с их геро€ми. ƒл€ этого побуждайте его изображать руками, голосом, как бабка звала внучку, как говорил зайчик с колобком и т.п. –ебенок с удовольствием играет роль деда и бабы, которые плачут, когда разбилось €ичко курочки –€бы, радуютс€, когда им достаетс€ другое €ичко, не золотое, а простое. ¬ воображаемых обсто€тельствах малыш переживает насто€щие чувства, узнает о добре и зле, о справедливости и долге.

»дет врем€. ¬аш ребенок растет. ” него по€вл€ютс€ все новые и новые игрушки. ќн уже может сам сопровождать ¬аш текст движени€ми предметов и игрушек, понемногу вступа€ в диалог, а затем и возлага€ на себ€ ту или иную роль. ƒайте ему в руки эти предметы и игрушки. ¬от тут и начинаетс€ насто€щий театр. —пектакль с использованием игрушек помогает вашему чаду полнее восприн€ть содержание художественного произведени€, создает €ркие образы, обогащает впечатлени€, развивает внимание, мышление, пам€ть, речьЕ ”частие в спектакле дает возможность установить св€зи между чувственными и словесными впечатлени€ми, зависимость между способами действи€ с игрушками и характером персонажа. ’ороши дл€ начала цикл стихов ј. Ѕарто Ђ»грушкиї, стихотворение «. јлександровой Ђћой мишкаї и другие, подобные им. ¬ы можете использовать обычные игрушки Ц животных, куклы, машины и прочие.

ѕроста€ кукла может стать ћашенькой из сказки и заблудитьс€ в густом лесу Ц среди цветов на подоконнике или пластмассовых новогодних елочек, залезть на шкаф, приговарива€: Ђ¬ысоко сижу, далеко гл€жуї. ј можно вместе с ребенком смастерить персонажей дл€ театра, необходимые декорации из любого подручного материала.

“еатр может быть плоскостным, если ¬ы вырежете персонажей из картона и разрисуете их, а с обратной стороны приклеите кусочки фланели. “акие фигуры будут отлично держатьс€ на фанере, обт€нутой фланелью. ’ороши дл€ плоскостного театра сказки Ђ–епкаї, Ђ урочка –€баї, Ђ олобокї, Ђ“ри медвед€ї. Ќе так-то просто подобрать готовые игрушки дл€ показа этих сказок. ≈сли вырезанные фигурки подставить под луч фильмоскопа, направленный на белую поверхность, то театр будет уже теневым. ј если сделать дл€ них подставки и разыгрывать действие на столе, то театр будет настольным.

“еатр может быть пальчиковым, если на каждый палец надеть чехольчик-куклу из обрезанных перчаток, дополненных глазками-бусинками, гребешками из лоскутиков, усиками из лески или косичками из ниток.  укол можно сделать из бумажных пакетов, рукавиц, пустых пузырьков из-под шампун€, лоскутов ткани, из воздушного шарика и др.

ћожет быть театр с куклами бибабо, которые надевают на всю руку. —редний палец руки Ђотвечаетї за Ђоживлениеї головы, а большой и мизинец Ц рук или лап персонажа. —пектакли с такими куклами лучше показывать из-за ширмы, которую легко соорудить, накинув покрывало на две-три спинки р€дом сто€щих стульев или в дверном проеме.

 огда ребенок освоит вождение игрушек под ваш или, допустим, свой текст, попробуйте осуществить еще один вид театрального представлени€ Ц драматизацию литературных произведений или собственные инсценировки. ѕредложив малышу элементы костюма, маску или шапочку, изображающую голову персонажа сказки, а также песенки или стихотворени€, разыграйте небольшой спектакль. –ебенок, надев шапочку с ушками, может стать зайчиком, который будет прыгать по пол€нке, хрустеть морковкой, пр€татьс€ от лисички. ќн может неуклюже ходить, как медведь, может катать колобок и печь его, как бабушка, может беспокоитьс€ за внучку, семерых козл€тЕ

≈сли с помощью театрализованной де€тельности ваш ребенок научитс€ внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнает их свойства, характер, заговорит, освоит мимику и пантомимику, научитс€ сочувствовать, любить и не любить, отличать хорошее от плохого, возьмет на себ€ и сумеет сыграть роль, замен€€ слова автора своими, подход€щими по смыслу, - значит, ¬ы отличный режиссер и актер в спектакле под названием Ђ¬оспитаниеї. 

–азвитие музыкальных способностей 

 онсультаци€ дл€ родителей 

ƒетский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Ќо часто ли ¬ы слышите пение своих детей? „асто ли они мурлычут под нос, игра€ или рису€, вышива€ или мастер€ что-нибудь? „асто ли они слышат музыку?

            ј ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. ћладенец рождаетс€ с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. ќн быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываетс€ на их интонации. ≈ще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире.

            ћузыка, звук непосредственно воздействуют на состо€ние организма человека, вызыва€ повышение или понижение давлени€ и частоту пульса, расслабление или напр€женность мускулов. „ем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Ќо мы, взрослые, дл€ большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимс€ о том, какую звуковую среду создаем дл€ своего чада. ћы заботимс€ о том, чтобы игрушки, белье, стены комнаты, где находитс€ ребенок, были €рких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. ј ведь это совсем не безразлично дл€ здоровь€ и состо€ни€ нервной системы наших детей.

Ѕольшинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слухова€ пам€ть, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шл€геры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных запис€х, с экрана “¬. ” них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. ќни не умеют петь, а самое главное Ч у них нет желани€ и умени€ слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. ќни не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

ј нужно ли им это? ƒа, очень нужно. ћы знаем, что вредно подавл€ть свои эмоции, сдерживать их в себе. Ќо ведь не люба€ форма их разр€дки приемлема. »стерика, агресси€, хоть и помогают сн€ть напр€жение, порождают другое т€гостное состо€ние Ч чувство вины.

»скусство позвол€ет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

— глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегул€ции. »з родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слуша€ колыбельную песню. ѕотешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже Ч былины, пение старших во врем€ работы, на вечерних и праздничных гул€нь€х сопровождали его жизнь.

Ѕезусловно, музыка Ч это не только €зык, на котором изъ€сн€етс€ трепещуща€ душа человеческа€. »стинна€ музыка Ч это источник духовного насыщени€ ребенка. ≈сли он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведени€ живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать насто€щую музыку, у него сформируютс€ правильные ориентиры и именно то, что называетс€ словом Ђвкусї, т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

—ам собой напрашиваетс€ вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

—амой простой и естественной формой включени€ музыки в жизнь детей может и должно быть (и всегда было) пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные Ч чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры Ч дл€ развлечени€, оздоровлени€ и развити€ ребенка; прот€жные и лирические песни Ч во врем€ монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые Ч в соответствующие моменты физической работы; хороводные Ч на гул€нье и т. п.

ќт природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом Ч голосом. ѕриготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы можно было им воспользоватьс€ как захочешь. ¬се мамы прекрасно поют дл€ своих детей.

“о, что взрослый поет ребенку, должно соответствовать возрастным особенност€м воспри€ти€ малыша. ѕоэтому безусловно подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. ќн прост дл€ исполнени€, вместе с тем это истинна€ музыка и удивительна€ поэзи€.

ѕриемлемы авторские произведени€ при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Ёто очень важный момент. ѕростота Ч отнюдь не синоним примитивности. ћожно использовать классическую музыку (колыбельные Ѕрамса, ћоцарта, √речанинова и т. д.). ѕри этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.

¬ народной традиции дет€м много пели голосом без сопровождени€, а наиболее распространенными музыкальными инструментами были рожки и флейты. Ёти инструменты, так же как и человеческий голос, одномоментно издают только один звук, который €сно слышен ребенку. ќн может далее и сам следить за ходом мелодии. ¬ этом смысле развивающим инструментом €вл€етс€ также скрипка.

»так, пение с детьми и дл€ детей позвол€ет решать многие задачи:

создавать у реб€т определенный эмоциональный настрой: приподн€тый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворенный;

устанавливать контакт между детьми и взрослыми;

привлекать и переключать внимание детской аудитории;

- развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношени€;

углубл€ть эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Ёкспериментирование со звучащими предметами Ч особа€ форма про€влени€ детской активности, котора€:

- стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;

расшир€ет способность к различению звучани€ разных
предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;

развивает мелкую моторику кистей рук;

формирует чувство ритма.

¬озрастной особенностью детей двух-трех лет €вл€етс€ то, что окружающую действительность они познают через собственный де€тельный опыт. ѕоэтому хорошо, если у вас дома по€в€тс€ различные свист€щие, шум€щие, грем€щие, скрип€щие, шуршащие и т. п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный Ђголосї:

банки из-под кофе, ча€, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.;

погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек, бусин, колокольчиков;

шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, (оберточна€ бумага, шум€щие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;

сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);

перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно удар€ть;

нитки и резинки, нат€нутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог сам мен€ть силу их нат€жени€;

свистки и дудочки из глины и дерева.

«ан€ти€ с этими звучащими предметами помогут ¬ам отрыть дл€ детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. «накомить со звучащими игрушками можно постепенно. ∆елательно и делать их на глазах у детей. –еб€та со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Ќеобходимо посто€нно развивать слуховое воспри€тие детей Ч в первую очередь слуховое внимание и пам€ть; умение выдел€ть различные качества звуков и сравнивать звуки.

ќчень полезно совершенствовать в дет€х присущую им чуткость к воспри€тию интонации. ¬едь человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонаци€ми. ¬ словах, например, Ђпрошу васї могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие.

ƒетей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себ€; научить выражать сочувствие, радость, огорчение Ч любые эмоции так, чтобы это было пон€тно окружающим.

Ќа улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. ¬одите детей не только смотреть Ч водите их слушать капель и журчание ручь€, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и многое другое. Ёти звуки несут радость и здоровье вашим дет€м.

—лушание музыки решает в первую очередь задачу формировани€ у реб€т эстетического вкуса и приобщени€ к миру музыкальной культуры. ѕрежде чем включить проигрыватель и поставить пластинку с музыкой, которую вы хотите предложить сыну или дочке, ¬ам стоит:

прослушать р€д музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нрав€тс€ вам и трогают лично вас. ѕомните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к звучащему;

по возможности, прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведени€м было осознанным;

постаратьс€ избавитьс€ от привычки обсуждать и объ€сн€ть дет€м, какое содержание несет та или ина€ музыка и Ђо чем хотел сказать композиторї в данном произведении; пусть просто слушают музыку.

ќбщими критери€ми отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:

преобладание выразительности над изобразительностью;

доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);

четко выраженное настроение;

истинную эстетическую ценность композиции.

—лушать музыку желательно каждый день. ≈сли ¬ы любите петь, хорошо иногда самим исполнить дет€м любимую лирическую песню или романс.

 

Ќациональный фонд подготовки кадров. ѕроекты в сфере информатизации образовани€.
 урс подготовлен по технологии Ђ¬еб- онструктор дл€ образовани€ї.