ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ —“јЌƒј–“џ

ћуниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"ƒетский сад є 8"

ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ —“јЌƒј–“џ

 

 

ѕриказ ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации (ћинобрнауки –оссии) от 17 окт€бр€ 2013 г. N 1155 г. ћосква "ќб утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани€"

ѕриказ об утверждении ‘едерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани€

ѕриказ ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации (ћинобрнауки –оссии) от 17 окт€бр€ 2013 г. N 1155 г. ћосква "ќб утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани€"

ƒата подписани€: 17.10.2013

ƒата публикации: 25.11.2013 00:00

«арегистрирован в ћинюсте –‘ 14 но€бр€ 2013 г.

–егистрационный N 30384

¬ соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. N 273-‘« "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 ѕоложени€ о ћинистерстве образовани€ и науки –оссийской ‘едерации, утвержденного постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 3 июн€ 2013 г. N 466 (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 ѕравил разработки, утверждени€ федеральных государственных образовательных стандартов и внесени€ в них изменений, утвержденных постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 5 августа 2013 г. N 661 (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

1. ”твердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовани€.

2. ѕризнать утратившими силу приказы ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации:

от 23 но€бр€ 2009 г. N 655 "ќб утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€" (зарегистрирован ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 8 феврал€ 2010 г., регистрационный N 16299);

от 20 июл€ 2011 г. N 2151 "ќб утверждении федеральных государственных требований к услови€м реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовани€" (зарегистрирован ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 14 но€бр€ 2011 г., регистрационный N 22303).

3. Ќасто€щий приказ вступает в силу с 1 €нвар€ 2014 года.

ћинистр

ƒ. Ћиванов

ѕриложение

‘едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовани€

I. ќбщие положени€

1.1. Ќасто€щий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовани€ (далее - —тандарт) представл€ет собой совокупность об€зательных требований к дошкольному образованию.

ѕредметом регулировани€ —тандарта €вл€ютс€ отношени€ в сфере образовани€, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образовани€ (далее - ѕрограмма).

ќбразовательна€ де€тельность по ѕрограмме осуществл€етс€ организаци€ми, осуществл€ющими образовательную де€тельность, индивидуальными предпринимател€ми (далее вместе - ќрганизации).

ѕоложени€ насто€щего —тандарта могут использоватьс€ родител€ми (законными представител€ми) при получении детьми дошкольного образовани€ в форме семейного образовани€.

1.2. —тандарт разработан на основе  онституции –оссийской ‘едерации1 и законодательства –оссийской ‘едерации и с учетом  онвенции ќќЌ о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообрази€ детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без вс€ких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействи€ взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ќрганизации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализаци€ ѕрограммы в формах, специфических дл€ детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской де€тельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. ¬ —тандарте учитываютс€:

1) индивидуальные потребности ребенка, св€занные с его жизненной ситуацией и состо€нием здоровь€, определ€ющие особые услови€ получени€ им образовани€ (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможност€ми здоровь€;

2) возможности освоени€ ребенком ѕрограммы на разных этапах ее реализации.

1.4. ќсновные принципы дошкольного образовани€:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификаци€) детского развити€;

2) построение образовательной де€тельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становитс€ активным в выборе содержани€ своего образовани€, становитс€ субъектом образовани€ (далее - индивидуализаци€ дошкольного образовани€);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах де€тельности;

5) сотрудничество ќрганизации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традици€м семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах де€тельности;

8) возрастна€ адекватность дошкольного образовани€ (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенност€м развити€);

9) учет этнокультурной ситуации развити€ детей.

1.5. —тандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образовани€;

2) обеспечение государством равенства возможностей дл€ каждого ребенка в получении качественного дошкольного образовани€;

3) обеспечение государственных гарантий уровн€ и качества дошкольного образовани€ на основе единства об€зательных требований к услови€м реализации образовательных программ дошкольного образовани€, их структуре и результатам их освоени€;

4) сохранение единства образовательного пространства –оссийской ‘едерации относительно уровн€ дошкольного образовани€.

1.6. —тандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укреплени€ физического и психического здоровь€ детей, в том числе их эмоционального благополучи€;

2) обеспечени€ равных возможностей дл€ полноценного развити€ каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, €зыка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровь€);

3) обеспечени€ преемственности целей, задач и содержани€ образовани€, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образовани€);

4) создани€ благопри€тных условий развити€ детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенност€ми и склонност€ми, развити€ способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединени€ обучени€ и воспитани€ в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и прин€тых в обществе правил и норм поведени€ в интересах человека, семьи, общества;

6) формировани€ общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развити€ их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самосто€тельности и ответственности ребенка, формировани€ предпосылок учебной де€тельности;

7) обеспечени€ вариативности и разнообрази€ содержани€ ѕрограмм и организационных форм дошкольного образовани€, возможности формировани€ ѕрограмм различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состо€ни€ здоровь€ детей;

8) формировани€ социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенност€м детей;

9) обеспечени€ психолого-педагогической поддержки семьи и повышени€ компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развити€ и образовани€, охраны и укреплени€ здоровь€ детей.

1.7. —тандарт €вл€етс€ основой дл€:

1) разработки ѕрограммы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образовани€ (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечени€ реализации ѕрограммы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образовани€;

4) объективной оценки соответстви€ образовательной де€тельности ќрганизации требовани€м —тандарта;

5) формировани€ содержани€ профессионального образовани€ и дополнительного профессионального образовани€ педагогических работников, а также проведени€ их аттестации;

6) оказани€ помощи родител€м (законным представител€м) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровь€, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развити€.

1.8. —тандарт включает в себ€ требовани€ к:

структуре ѕрограммы и ее объему;

услови€м реализации ѕрограммы;

результатам освоени€ ѕрограммы.

1.9. ѕрограмма реализуетс€ на государственном €зыке –оссийской ‘едерации. ѕрограмма может предусматривать возможность реализации на родном €зыке из числа €зыков народов –оссийской ‘едерации. –еализаци€ ѕрограммы на родном €зыке из числа €зыков народов –оссийской ‘едерации не должна осуществл€тьс€ в ущерб получению образовани€ на государственном €зыке –оссийской ‘едерации.

II. “ребовани€ к структуре образовательной программы дошкольного образовани€ и ее объему

2.1. ѕрограмма определ€ет содержание и организацию образовательной де€тельности на уровне дошкольного образовани€.

ѕрограмма обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общени€ и де€тельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 —тандарта.

2.2. —труктурные подразделени€ в одной ќрганизации (далее - √руппы) могут реализовывать разные ѕрограммы.

2.3. ѕрограмма формируетс€ как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развити€ личности детей дошкольного возраста и определ€ет комплекс основных характеристик дошкольного образовани€ (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образовани€).

2.4. ѕрограмма направлена на:

создание условий развити€ ребенка, открывающих возможности дл€ его позитивной социализации, его личностного развити€, развити€ инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам де€тельности;

на создание развивающей образовательной среды, котора€ представл€ет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. ѕрограмма разрабатываетс€ и утверждаетс€ ќрганизацией самосто€тельно в соответствии с насто€щим —тандартом и с учетом ѕримерных программ3.

ѕри разработке ѕрограммы ќрганизаци€ определ€ет продолжительность пребывани€ детей в ќрганизации, режим работы ќрганизации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной де€тельности, предельную наполн€емость √рупп. ќрганизаци€ может разрабатывать и реализовывать в √руппах различные ѕрограммы с разной продолжительностью пребывани€ детей в течение суток, в том числе √рупп кратковременного пребывани€ детей, √рупп полного и продленного дн€, √рупп круглосуточного пребывани€, √рупп детей разного возраста от двух мес€цев до восьми лет, в том числе разновозрастных √рупп.

ѕрограмма может реализовыватьс€ в течение всего времени пребывани€4 детей в ќрганизации.

2.6. —одержание ѕрограммы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах де€тельности и охватывать следующие структурные единицы, представл€ющие определенные направлени€ развити€ и образовани€ детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

—оциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, прин€тых в обществе, включа€ моральные и нравственные ценности; развитие общени€ и взаимодействи€ ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самосто€тельности, целенаправленности и саморегул€ции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживани€, формирование готовности к совместной де€тельности со сверстниками, формирование уважительного отношени€ и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ќрганизации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведени€ в быту, социуме, природе.

ѕознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознани€; развитие воображени€ и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других люд€х, объектах окружающего мира, о свойствах и отношени€х объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следстви€х и др.), о малой родине и ќтечестве, представлений о социокультурных ценност€х нашего народа, об отечественных традици€х и праздниках, о планете «емл€ как общем доме людей, об особенност€х ее природы, многообразии стран и народов мира.

–ечевое развитие включает владение речью как средством общени€ и культуры; обогащение активного словар€; развитие св€зной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучени€ грамоте.

’удожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспри€ти€ и понимани€ произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношени€ к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; воспри€тие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживани€ персонажам художественных произведений; реализацию самосто€тельной творческой де€тельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

‘изическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах де€тельности детей: двигательной, в том числе св€занной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координаци€ и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновеси€, координации движени€, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не нанос€щем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, м€гкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегул€ции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7.  онкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определ€етс€ цел€ми и задачами ѕрограммы и может реализовыватьс€ в различных видах де€тельности (общении, игре, познавательно-исследовательской де€тельности - как сквозных механизмах развити€ ребенка):

в младенческом возрасте (2 мес€ца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действи€, воспри€тие музыки, детских песен и стихов, двигательна€ активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметна€ де€тельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действи€ с бытовыми предметами-оруди€ми (ложка, совок, лопатка и пр.), воспри€тие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательна€ активность;

дл€ детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - р€д видов де€тельности, таких как игрова€, включа€ сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативна€ (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательска€ (исследовани€ объектов окружающего мира и экспериментировани€ с ними), а также воспри€тие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включа€ конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительна€ (рисование, лепка, аппликаци€), музыкальна€ (воспри€тие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движени€, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательна€ (овладение основными движени€ми) формы активности ребенка.

2.8. —одержание ѕрограммы должно отражать следующие аспекты образовательной среды дл€ ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственна€ развивающа€ образовательна€ среда;

2) характер взаимодействи€ со взрослыми;

3) характер взаимодействи€ с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим люд€м, к себе самому.

2.9. ѕрограмма состоит из об€зательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. ќбе части €вл€ютс€ взаимодополн€ющими и необходимыми с точки зрени€ реализации требований —тандарта.

ќб€зательна€ часть ѕрограммы предполагает комплексность подхода, обеспечива€ развитие детей во всех п€ти взаимодополн€ющих образовательных област€х (пункт 2.5 —тандарта).

¬ части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто€тельно участниками образовательных отношений ѕрограммы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных област€х, видах де€тельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. ќбъем об€зательной части ѕрограммы рекомендуетс€ не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. ѕрограмма включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаетс€ об€зательна€ часть и часть, формируема€ участниками образовательных отношений.

2.11.1. ÷елевой раздел включает в себ€ по€снительную записку и планируемые результаты освоени€ программы.

ѕо€снительна€ записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации ѕрограммы;

принципы и подходы к формированию ѕрограммы;

значимые дл€ разработки и реализации ѕрограммы характеристики, в том числе характеристики особенностей развити€ детей раннего и дошкольного возраста.

ѕланируемые результаты освоени€ ѕрограммы конкретизируют требовани€ —тандарта к целевым ориентирам в об€зательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развити€) детей, а также особенностей развити€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможност€ми здоровь€).

2.11.2. —одержательный раздел представл€ет общее содержание ѕрограммы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

—одержательный раздел ѕрограммы должен включать:

а) описание образовательной де€тельности в соответствии с направлени€ми развити€ ребенка, представленными в п€ти образовательных област€х, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образовани€ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержани€;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ѕрограммы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной де€тельности по профессиональной коррекции нарушений развити€ детей в случае, если эта работа предусмотрена ѕрограммой.

¬ содержательном разделе ѕрограммы должны быть представлены:

а) особенности образовательной де€тельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направлени€ поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействи€ педагогического коллектива с семь€ми воспитанников;

г) иные характеристики содержани€ ѕрограммы, наиболее существенные с точки зрени€ авторов ѕрограммы.

„асть ѕрограммы, формируема€ участниками образовательных отношений, может включать различные направлени€, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самосто€тельно.

ƒанна€ часть ѕрограммы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществл€етс€ образовательна€ де€тельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребност€м и интересам детей, а также возможност€м педагогического коллектива;

сложившиес€ традиции ќрганизации или √руппы.

—одержание коррекционной работы и/или инклюзивного образовани€ включаетс€ в ѕрограмму, если планируетс€ ее освоение детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€.

ƒанный раздел должен содержать специальные услови€ дл€ получени€ образовани€ детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€, в том числе механизмы адаптации ѕрограммы дл€ указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных зан€тий и осуществлени€ квалифицированной коррекции нарушений их развити€.

 оррекционна€ работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развити€ различных категорий детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, оказание им квалифицированной помощи в освоении ѕрограммы;

2) освоение детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€ ѕрограммы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

 оррекционна€ работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, осваивающих ѕрограмму в √руппах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и дл€ детей со сложными (комплексными) нарушени€ми), должны учитывать особенности развити€ и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

¬ случае организации инклюзивного образовани€ по основани€м, не св€занным с ограниченными возможност€ми здоровь€ детей, выделение данного раздела не €вл€етс€ об€зательным; в случае же его выделени€ содержание данного раздела определ€етс€ ќрганизацией самосто€тельно.

2.11.3. ќрганизационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечени€ ѕрограммы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучени€ и воспитани€, включать распор€док и /или режим дн€, а также особенности традиционных событий, праздников, меропри€тий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. ¬ случае если об€зательна€ часть ѕрограммы соответствует примерной программе, она оформл€етс€ в виде ссылки на соответствующую примерную программу. ќб€зательна€ часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 —тандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

„асть ѕрограммы, формируема€ участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позвол€ющую ознакомитьс€ с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

2.13. ƒополнительным разделом ѕрограммы €вл€етс€ текст ее краткой презентации.  ратка€ презентаци€ ѕрограммы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна дл€ ознакомлени€.

¬ краткой презентации ѕрограммы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ѕрограмма ќрганизации, в том числе категории детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, если ѕрограмма предусматривает особенности ее реализации дл€ этой категории детей;

2) используемые ѕримерные программы;

3) характеристика взаимодействи€ педагогического коллектива с семь€ми детей.

III. “ребовани€ к услови€м реализации основной образовательной программы дошкольного образовани€

3.1. “ребовани€ к услови€м реализации ѕрограммы включают требовани€ к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым услови€м реализации ѕрограммы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

”слови€ реализации ѕрограммы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных област€х, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развити€ личности детей на фоне их эмоционального благополучи€ и положительного отношени€ к миру, к себе и к другим люд€м.

”казанные требовани€ направлены на создание социальной ситуации развити€ дл€ участников образовательных отношений, включа€ создание образовательной среды, котора€:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровь€ детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает услови€ дл€ развивающего вариативного дошкольного образовани€;

5) обеспечивает открытость дошкольного образовани€;

6) создает услови€ дл€ участи€ родителей (законных представителей) в образовательной де€тельности.

3.2. “ребовани€ к психолого-педагогическим услови€м реализации основной образовательной программы дошкольного образовани€.

3.2.1. ƒл€ успешной реализации ѕрограммы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические услови€:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможност€х и способност€х;

2) использование в образовательной де€тельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенност€м (недопустимость как искусственного ускорени€, так и искусственного замедлени€ развити€ детей);

3) построение образовательной де€тельности на основе взаимодействи€ взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развити€;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношени€ детей друг к другу и взаимодействи€ детей друг с другом в разных видах де€тельности;

5) поддержка инициативы и самосто€тельности детей в специфических дл€ них видах де€тельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной де€тельности и общени€;

7) защита детей от всех форм физического и психического насили€5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровь€, вовлечение семей непосредственно в образовательную де€тельность.

3.2.2. ƒл€ получени€ без дискриминации качественного образовани€ детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€ создаютс€ необходимые услови€ дл€ диагностики и коррекции нарушений развити€ и социальной адаптации, оказани€ ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подход€щих дл€ этих детей €зыков, методов, способов общени€ и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образовани€, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образовани€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.

3.2.3. ѕри реализации ѕрограммы может проводитьс€ оценка индивидуального развити€ детей. “ака€ оценка производитс€ педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развити€ детей дошкольного возраста, св€занной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планировани€).

–езультаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоватьс€ исключительно дл€ решени€ следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образовани€ (в том числе поддержки ребенка, построени€ его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развити€);

2) оптимизации работы с группой детей.

ѕри необходимости используетс€ психологическа€ диагностика развити€ детей (вы€вление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую провод€т квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

”частие ребенка в психологической диагностике допускаетс€ только с согласи€ его родителей (законных представителей).

–езультаты психологической диагностики могут использоватьс€ дл€ решени€ задач психологического сопровождени€ и проведени€ квалифицированной коррекции развити€ детей.

3.2.4. Ќаполн€емость √руппы определ€етс€ с учетом возраста детей, их состо€ни€ здоровь€, специфики ѕрограммы.

3.2.5. ”слови€, необходимые дл€ создани€ социальной ситуации развити€ детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучи€ через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребност€м;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий дл€ свободного выбора детьми де€тельности, участников совместной де€тельности;

создание условий дл€ прин€ти€ детьми решений, выражени€ своих чувств и мыслей;

недирективную помощь дет€м, поддержку детской инициативы и самосто€тельности в разных видах де€тельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействи€ в разных ситуаци€х:

создание условий дл€ позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общност€м и социальным сло€м, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровь€;

развитие коммуникативных способностей детей, позвол€ющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умени€ детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образовани€, ориентированного на уровень развити€, про€вл€ющийс€ у ребенка в совместной де€тельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийс€ в его индивидуальной де€тельности (далее - зона ближайшего развити€ каждого ребенка), через:

создание условий дл€ овладени€ культурными средствами де€тельности;

организацию видов де€тельности, способствующих развитию мышлени€, речи, общени€, воображени€ и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развити€ детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развити€ детей;

5) взаимодействие с родител€ми (законными представител€ми) по вопросам образовани€ ребенка, непосредственного вовлечени€ их в образовательную де€тельность, в том числе посредством создани€ образовательных проектов совместно с семьей на основе вы€влени€ потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.2.6. ¬ цел€х эффективной реализации ѕрограммы должны быть созданы услови€ дл€:

1) профессионального развити€ педагогических и руковод€щих работников, в том числе их дополнительного профессионального образовани€;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образовани€ и охраны здоровь€ детей, в том числе инклюзивного образовани€ (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождени€ процесса реализации ѕрограммы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.7. ƒл€ коррекционной работы с детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€, осваивающими ѕрограмму совместно с другими детьми в √руппах комбинированной направленности, должны создаватьс€ услови€ в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных меропри€тий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.

ѕри создании условий дл€ работы с детьми-инвалидами, осваивающими ѕрограмму, должна учитыватьс€ индивидуальна€ программа реабилитации ребенка-инвалида.

3.2.8. ќрганизаци€ должна создавать возможности:

1) дл€ предоставлени€ информации о ѕрограмме семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную де€тельность, а также широкой общественности;

2) дл€ взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию ѕрограммы, в том числе в информационной среде;

3) дл€ обсуждени€ с родител€ми (законными представител€ми) детей вопросов, св€занных с реализацией ѕрограммы.

3.2.9. ћаксимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам —анѕиЌ 2.4.1.3049-13 "—анитарно-эпидемиологические требовани€ к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением √лавного государственного санитарного врача –оссийской ‘едерации от 15 ма€ 2013 г. N 26 (зарегистрировано ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 29 ма€ 2013 г., регистрационный N 28564).

3.3.“ребовани€ к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. –азвивающа€ предметно-пространственна€ среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ќрганизации, √руппы, а также территории, прилегающей к ќрганизации или наход€щейс€ на небольшом удалении, приспособленной дл€ реализации ѕрограммы (далее - участок), материалов, оборудовани€ и инвентар€ дл€ развити€ детей дошкольного возраста в соответствии с особенност€ми каждого возрастного этапа, охраны и укреплени€ их здоровь€, учета особенностей и коррекции недостатков их развити€.

3.3.2. –азвивающа€ предметно-пространственна€ среда должна обеспечивать возможность общени€ и совместной де€тельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности дл€ уединени€.

3.3.3. –азвивающа€ предметно-пространственна€ среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образовани€ - необходимые дл€ него услови€;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществл€етс€ образовательна€ де€тельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. –азвивающа€ предметно-пространственна€ среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Ќасыщенность среды должна соответствовать возрастным возможност€м детей и содержанию ѕрограммы.

ќбразовательное пространство должно быть оснащено средствами обучени€ и воспитани€ (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой ѕрограммы).

ќрганизаци€ образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудовани€ и инвентар€ (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными дет€м материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревновани€х;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражени€ детей.

ƒл€ детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставл€ть необходимые и достаточные возможности дл€ движени€, предметной и игровой де€тельности с разными материалами.

2) “рансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от мен€ющихс€ интересов и возможностей детей;

3) ѕолифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использовани€ различных составл€ющих предметной среды, например, детской мебели, матов, м€гких модулей, ширм и т.д.;

наличие в ќрганизации или √руппе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употреблени€) предметов, в том числе природных материалов, пригодных дл€ использовани€ в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) ¬ариативность среды предполагает:

наличие в ќрганизации или √руппе различных пространств (дл€ игры, конструировани€, уединени€ и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудовани€, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую смен€емость игрового материала, по€вление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) ƒоступность среды предполагает:

доступность дл€ воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществл€етс€ образовательна€ де€тельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможност€ми здоровь€, к играм, игрушкам, материалам, пособи€м, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудовани€.

6) Ѕезопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требовани€м по обеспечению надежности и безопасности их использовани€.

3.3.5. ќрганизаци€ самосто€тельно определ€ет средства обучени€, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые дл€ реализации ѕрограммы.

3.4. “ребовани€ к кадровым услови€м реализации ѕрограммы.

3.4.1. –еализаци€ ѕрограммы обеспечиваетс€ руковод€щими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хоз€йственными работниками ќрганизации. ¬ реализации ѕрограммы могут также участвовать научные работники ќрганизации. »ные работники ќрганизации, в том числе осуществл€ющие финансовую и хоз€йственную де€тельности, охрану жизни и здоровь€ детей, обеспечивают реализацию ѕрограммы.

 валификаци€ педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в ≈дином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " валификационные характеристики должностей работников образовани€", утвержденном приказом ћинистерства здравоохранени€ и социального развити€ –оссийской ‘едерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 6 окт€бр€ 2010 г., регистрационный N 18638), с изменени€ми, внесенными приказом ћинистерства здравоохранени€ и социального развити€ –оссийской ‘едерации от 31 ма€ 2011 г. N 448н (зарегистрирован ћинистерством юстиции –оссийской ‘едерации 1 июл€ 2011 г., регистрационный N 21240).

ƒолжностной состав и количество работников, необходимых дл€ реализации и обеспечени€ реализации ѕрограммы, определ€ютс€ ее цел€ми и задачами, а также особенност€ми развити€ детей.

Ќеобходимым условием качественной реализации ѕрограммы €вл€етс€ ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в ќрганизации или в √руппе.

3.4.2. ѕедагогические работники, реализующие ѕрограмму, должны обладать основными компетенци€ми, необходимыми дл€ создани€ услови€ развити€ детей, обозначенными в п. 3.2.5 насто€щего —тандарта.

3.4.3. ѕри работе в √руппах дл€ детей с ограниченными возможност€м здоровь€ в ќрганизации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию дл€ работы с данными ограничени€ми здоровь€ детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих дет€м необходимую помощь. –екомендуетс€ предусматривать должности соответствующих педагогических работников дл€ каждой √руппы дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.

3.4.4. ѕри организации инклюзивного образовани€:

при включении в √руппу детей с ограниченными возможност€м здоровь€ к реализации ѕрограммы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию дл€ работы с данными ограничени€ми здоровь€ детей. –екомендуетс€ привлекать соответствующих педагогических работников дл€ каждой √руппы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в √руппу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе наход€щихс€ в трудной жизненной ситуации6, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

3.5. “ребовани€ к материально-техническим услови€м реализации основной образовательной программы дошкольного образовани€.

3.5.1. “ребовани€ к материально-техническим услови€м реализации ѕрограммы включают:

1) требовани€, определ€емые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требовани€, определ€емые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требовани€ к средствам обучени€ и воспитани€ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенност€ми развити€ детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требовани€ к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6. “ребовани€ к финансовым услови€м реализации основной образовательной программы дошкольного образовани€.

3.6.1. ‘инансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образовани€ за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы –оссийской ‘едерации в государственных, муниципальных и частных организаци€х осуществл€етс€ на основе нормативов обеспечени€ государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образовани€, определ€емых органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, обеспечивающих реализацию ѕрограммы в соответствии со —тандартом.

3.6.2. ‘инансовые услови€ реализации ѕрограммы должны:

1) обеспечивать возможность выполнени€ требований —тандарта к услови€м реализации и структуре ѕрограммы;

2) обеспечивать реализацию об€зательной части ѕрограммы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитыва€ вариативность индивидуальных траекторий развити€ детей;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых дл€ реализации ѕрограммы, а также механизм их формировани€.

3.6.3. ‘инансирование реализации образовательной программы дошкольного образовани€ должно осуществл€тьс€ в объеме определ€емых органами государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации нормативов обеспечени€ государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образовани€. ”казанные нормативы определ€ютс€ в соответствии со —тандартом, с учетом типа ќрганизации, специальных условий получени€ образовани€ детьми с ограниченными возможност€ми здоровь€ (специальные услови€ образовани€ - специальные образовательные программы, методы и средства обучени€, учебники, учебные пособи€, дидактические и нагл€дные материалы, технические средства обучени€ коллективного и индивидуального пользовани€ (включа€ специальные), средства коммуникации и св€зи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптаци€ образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий дл€ свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможност€ми здоровь€, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образовани€ и безбарьерную среду жизнеде€тельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможност€ми здоровь€ затруднено), обеспечени€ дополнительного профессионального образовани€ педагогических работников, обеспечени€ безопасных условий обучени€ и воспитани€, охраны здоровь€ детей, направленности ѕрограммы, категории детей, форм обучени€ и иных особенностей образовательной де€тельности, и должен быть достаточным и необходимым дл€ осуществлени€ ќрганизацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих ѕрограмму;

расходов на средства обучени€ и воспитани€, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудовани€, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых дл€ организации всех видов учебной де€тельности и создани€ развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных дл€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€. –азвивающа€ предметно-пространственна€ среда - часть образовательной среды, представленна€ специально организованным пространством (помещени€ми, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем дл€ развити€ детей дошкольного возраста в соответствии с особенност€ми каждого возрастного этапа, охраны и укреплени€ их здоровь€, учета особенностей и коррекции недостатков их развити€, приобретение обновл€емых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение де€тельности средств обучени€ и воспитани€, спортивного, оздоровительного оборудовани€, инвентар€, оплату услуг св€зи, в том числе расходов, св€занных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети »нтернет;

расходов, св€занных с дополнительным профессиональным образованием руковод€щих и педагогических работников по профилю их де€тельности;

иных расходов, св€занных с реализацией и обеспечением реализации ѕрограммы.

IV. “ребовани€ к результатам освоени€ основной образовательной программы дошкольного образовани€

4.1. “ребовани€ —тандарта к результатам освоени€ ѕрограммы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образовани€, которые представл€ют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершени€ уровн€ дошкольного образовани€. —пецифика дошкольного детства (гибкость, пластичность развити€ ребенка, высокий разброс вариантов его развити€, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образовани€ (необ€зательность уровн€ дошкольного образовани€ в –оссийской ‘едерации, отсутствие возможности вменени€ ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требовани€ от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определени€ результатов освоени€ образовательной программы в виде целевых ориентиров.

4.2. ÷елевые ориентиры дошкольного образовани€ определ€ютс€ независимо от форм реализации ѕрограммы, а также от ее характера, особенностей развити€ детей и ќрганизации, реализующей ѕрограмму.

4.3. ÷елевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не €вл€ютс€ основанием дл€ их формального сравнени€ с реальными достижени€ми детей. ќни не €вл€ютс€ основой объективной оценки соответстви€ установленным требовани€м образовательной де€тельности и подготовки детей7. ќсвоение ѕрограммы не сопровождаетс€ проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников8.

4.4. Ќасто€щие требовани€ €вл€ютс€ ориентирами дл€:

а) построени€ образовательной политики на соответствующих уровн€х с учетом целей дошкольного образовани€, общих дл€ всего образовательного пространства –оссийской ‘едерации;

б) решени€ задач:

формировани€ ѕрограммы;

анализа профессиональной де€тельности;

взаимодействи€ с семь€ми;

в) изучени€ характеристик образовани€ детей в возрасте от 2 мес€цев до 8 лет;

г) информировани€ родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образовани€, общих дл€ всего образовательного пространства –оссийской ‘едерации.

4.5. ÷елевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включа€:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образовани€;

оценку как итогового, так и промежуточного уровн€ развити€ детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестировани€, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерени€ результативности детей);

оценку выполнени€ муниципального (государственного) задани€ посредством их включени€ в показатели качества выполнени€ задани€;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ќрганизации.

4.6.   целевым ориентирам дошкольного образовани€ относ€тс€ следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

÷елевые ориентиры образовани€ в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуетс€ окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действи€ с игрушками и другими предметами, стремитс€ про€вл€ть настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действи€, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоватьс€ ими. ¬ладеет простейшими навыками самообслуживани€; стремитс€ про€вл€ть самосто€тельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращатьс€ с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названи€ окружающих предметов и игрушек;

стремитс€ к общению со взрослыми и активно подражает им в движени€х и действи€х; по€вл€ютс€ игры, в которых ребенок воспроизводит действи€ взрослого;

про€вл€ет интерес к сверстникам; наблюдает за их действи€ми и подражает им;

про€вл€ет интерес к стихам, песн€м и сказкам, рассматриванию картинки, стремитс€ двигатьс€ под музыку; эмоционально откликаетс€ на различные произведени€ культуры и искусства;

у ребенка развита крупна€ моторика, он стремитс€ осваивать различные виды движени€ (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

÷елевые ориентиры на этапе завершени€ дошкольного образовани€:

ребенок овладевает основными культурными способами де€тельности, про€вл€ет инициативу и самосто€тельность в разных видах де€тельности - игре, общении, познавательно-исследовательской де€тельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род зан€тий, участников по совместной де€тельности;

ребенок обладает установкой положительного отношени€ к миру, к разным видам труда, другим люд€м и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. —пособен договариватьс€, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоватьс€ успехам других, адекватно про€вл€ет свои чувства, в том числе чувство веры в себ€, стараетс€ разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуетс€ в разных видах де€тельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчин€тьс€ разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желани€, может использовать речь дл€ выражени€ своих мыслей, чувств и желаний, построени€ речевого высказывани€ в ситуации общени€, может выдел€ть звуки в словах, у ребенка складываютс€ предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупна€ и мелка€ моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движени€ми, может контролировать свои движени€ и управл€ть ими;

ребенок способен к волевым усили€м, может следовать социальным нормам поведени€ и правилам в разных видах де€тельности, во взаимоотношени€х со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведени€ и личной гигиены;

ребенок про€вл€ет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуетс€ причинно-следственными св€з€ми, пытаетс€ самосто€тельно придумывать объ€снени€ €влени€м природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. ќбладает начальными знани€ми о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведени€ми детской литературы, обладает элементарными представлени€ми из области живой природы, естествознани€, математики, истории и т.п.; ребенок способен к прин€тию собственных решений, опира€сь на свои знани€ и умени€ в различных видах де€тельности.

4.7. ÷елевые ориентиры ѕрограммы выступают основани€ми преемственности дошкольного и начального общего образовани€. ѕри соблюдении требований к услови€м реализации ѕрограммы насто€щие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной де€тельности на этапе завершени€ ими дошкольного образовани€.

4.8. ¬ случае если ѕрограмма не охватывает старший дошкольный возраст, то данные “ребовани€ должны рассматриватьс€ как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоени€ ѕрограммы воспитанниками - как создающие предпосылки дл€ их реализации.

1 –оссийска€ газета, 25 декабр€ 1993 г.; —обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

2 —борник международных договоров ———–, 1993, выпуск XLVI.

3 „асть 6 статьи 12 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. N 273-‘« "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 ѕри круглосуточном пребывании детей в √руппе реализаци€ программы осуществл€етс€ не более 14 часов с учетом режима дн€ и возрастных категорий детей.

5 ѕункт 9 части 1 статьи 34 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. N273-‘3 "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

6 —тать€ 1 ‘едерального закона от 24 июл€ 1998 г. N 124-‘« "ќб основных гаранти€х прав ребенка в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N18, ст. 2151; N51, ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).

7 — учетом положений части 2 статьи 11 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. N 273-‘« "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8 „асть 2 статьи 64 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. N 273-‘« "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" (—обрание законодательства –оссийской ‘едерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

ћатериал опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

Ќациональный фонд подготовки кадров. ѕроекты в сфере информатизации образовани€.
 урс подготовлен по технологии Ђ¬еб- онструктор дл€ образовани€ї.