Воспитатель
Жиглова Елена Владимировна
Призёр областного конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании».
Ничто так не содействует успеху
нашей деятельности, как крепкое здоровье,
наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.
Ф. Бэкон
Проблему оздоровления населения в настоящее время, пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений. В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического и нравственного здоровья детей. Это выражается в увеличении заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, возникновения стрессовых состояний, существенно снижающих эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу.
В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта - наиболее ценно для его развития, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма» Одной из основных составляющих нормального функционирования организма является правильное питание. Здоровье наших детей во многом зависит от правильного и здорового питания.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.
Мы начинаем разговор о правильном питании…
Педагогическая работа, связанная с внедрением и реализацией программы «Разговор о правильном питании» начала проводиться с детьми подготовительных к школе групп и их родителями с 2010-2011 учебного года. Занятия, предлагаемые программой, интересны для детей. Разнообразная форма занятий, их вариативность способствует лучшему освоению содержанию излагаемого в них познавательного материала.
Данная программа нашла горячий отклик у детей, посещающих наш детский сад, их родителей и педагогов ДОУ. Эта программа гармонично слилась с программой «Радуга» реализуемой в нашем ДОУ, в которой важное значение придается здоровому образу жизни, полноценному питанию, здоровьесбережению детей, их развитию, в том числе и физическому. А здоровье, как известно, зависит от питания. Работа по программе «Разговор о правильном питании» способствует систематизации работы по данной проблеме, формировании познавательных знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома. Работа по данной программе позволила педагогам подготовительной группы добиться положительных результатов по результатам промежуточной диагностике:
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать каши, супы, запеканки и т.д.
- большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
- у большинства детей сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть.
- сформировано представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
- у большинства ребятишек сформировалось представление о необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания.
- в результате проводимой работы педагогическим и медицинским персоналом ДОУ у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др. Они полюбили эти виды пищи, а информация, полученная родителями, помогла им пересмотреть в корне семейное меню, оценить по достоинству молочные, овощные, фруктовые блюда, признав их пользу для растущего детского организма. Многие блюда, рекомендуемые программой «Разговор о правильном питании», стали семейными. Встречи за «Чашкой чая», организованные и проводимые сотрудниками ДОУ, где поднимались вопросы «грамотного» питания, разнообразия меню, и т.д. способствовали творческому общению родителей, Некоторые родители и, особенно, бабушки охотно делились рецептами своих «фирменных» блюд.
Кроме того, педагоги детского сада творчески подошли к рассматриваемой проблеме. Воспитателем Жигловой Еленой Владимировной были разработаны тематические проекты в соответствии с первой частью программы «Разговор о правильном питании»: «Самые полезные продукты», «Завтрак. Из чего варят каши и как кашу сделать вкусной?», «Плох обед, если хлеба нет», «Полдник. Время перекусить», «Пора ужинать», «Если хочется пить». В данных проектах просматривается взаимосвязь основных образовательных областей Федеральных государственных требованиях.
Также педагогами ДОУ было разработано методическое сопровождение к данным тематическим проектам в виде наглядных пособий и дидактических игр:
· Наглядное пособие «Режим питания дошкольника»
(воспитатели Манилова Л.У., Краснова Е.Г.) ;
· Настольная игра «Путешествие»
(воспитатели Рухтина С.В., Валеева Н.В.);
· Дидактическая игра «Накорми космонавта»
(воспитатели Н.В.Валеева, Л.Д.Кувшинова, Е.В.Жиглова);
· Дидактическая игра «Что у нас сегодня на обед?»
(воспитатель Е.В.Жиглова);
· Дидактическая игра « Составь по порядку продукты»
(воспитатели Т.В.Нападистая, О.К.Макшанцева).
В результате проектной деятельности дети и родители проявили творческую активность. Ими нарисованы рисунки, составлены кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д. У детей повысился уровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания и т.д.
Программа «Разговор о правильном питании» способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию, они многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.
При организации питания в ДОУ и в семье больше внимания стало разнообразию и витаминизации блюд. Большинство родителей поняли, что правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам, в первую очередь к инфекционным заболеваниям.
Родителями взято на вооружение то, что рационально составленное меню должно содержать такой подбор блюд, который соответствует потребностям детей в основных пищевых веществах и калориях с учетом их возраста, состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Наибольший интерес у родителей вызвали следующие темы: «Самые полезные продукты» (80%), «Как правильно есть» (78%), «Если хочется пить»(78%), «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» (76%), «Где найти витамины весной?» (100%).
Большинство родителей пришли к выводу, что программа «Разговор о правильном питании» помогла им решить многие проблемы с организацией питания детей. Дети стали охотнее есть овощные и молочные блюда, перестали есть в сухомятку, полюбили супы, каши и кисели, освоили основные правила приема пищи, умение вести себя за столом, меньше стали болеть. У детей сформировалось позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания.
Родители благодарны авторам программы за ее создание, и интересное содержание и форму занятий. Игры (дидактические игры, игры-драматизации, конкурсы-викторины и др.) помогли детям легко и непринужденно освоить материал по данной теме, закрепить имеющиеся знания и умения.
Также в нашем образовательном учреждении были проведены конкурсы детского творчества «Картинная галерея правильного питания» и конкурс семейной фотографии «Я готовлю для всей семьи», в которых активное участие приняли дети и родители подготовительных к школе групп.
Педагоги ДОУ присоединяются к мнению родителей и также говорят «Спасибо!» разработчикам данной программы о правильном питании. Мы планируем и в дальнейшем работать по данной программе.